Главная » Файлы » Методические разработки |
[ Скачать с сервера (117.0 Kb) ] | 01.03.2015, 22:51 |
Ш П А Р Г А Л К И Д Л Я В О С П И Т А Т Е Л Е Й
ПРЕДЛАГАТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДЕЛИТЬСЯ ? Привычный педагогический штамп – детей нужно учить делиться . Всем всегда. Собственно, в этом нет ничего плохого : ребенок живет не один в доме , он не один и в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой крайности – отрицания права ребенка на собственность и на собственное безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых « все свое собственное « , а у детей « все общее»? Итак , детей можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания – воздействовать силой . Но тогда не стоит удивляться . что став старше и привыкнув подчиняться силе , они будут придерживаться именно такой стратегии : либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов, либо действовать силой по отношению к другим детям.
КАК БЫТЬ : Прежде всего , подумать, не поддаваться на собственные сиюминутные чувства и не пользоваться стереотипами , потому , что: В раннем возрасте дети , скорее всего , не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами – они представляют для детей осязаемую чувственную желанную ценность. Примерно в возрасте 3-4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства : « я», « мое» В 4-5 лет назначение игрушки или предмета, в том числе , - быть средством установления партнерских отношений с другими людьми. В 5-6 лет – это еще и способ обозначить свои личностные особенности , достижения , достоинства. Учитывая эти возрастные особенности , а также принимая во внимание особенности индивидуальные ( отношение в семье к вещам ребенка , например) и традиции группы ( а не лично ваши) с детьми можно договориться. С ребенком раннего возраста : « Конечно , это твоя машинка . Димина машинка. Когда Дима поиграет с машинкой , мы с Колей попросим машинку. «Проблема в том , что у ребенка нет умения корректно заявить о своем желании. Нужен образец. С детьми более старшего возраста : « Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы попросим Олю , она позволит нам порисовать вместе с ней» Каждому ребенку этого возраста важно быть хорошим. Тем более , что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе – это и с вами тоже. В средней и старших группах логика примерно та же : подчеркните ПРАВО ребенка на предмет – это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права – это придаст уважение « собственника» к вам и претендента к « собственнику», даст понимание причины сопротивления. « Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай посмотрим его гоночные машинки.» Не оставляйте сразу- побудьте вместе с ними –это даст импульс к позитивному содействию сторон! КАК РАЗВИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие взрослые ребёнка должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности , которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду , то учить его этому в школе будет неэффективно , потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка. Как быть:
Много рассказывайте детям об увиденном , побуждайте детей наблюдать , выделять , обсуждать , обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов , делитесь воспоминаниями из своего детства. Проводите с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное , созидательное отношение к окружающим людям , к предметам. Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов , наблюдения и экспериментирования. Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей действительности об интересующих объектах и явлениях. Выводите детей на экскурсии для накопления непосредственных впечатлений. Определите познавательные интересы , привязанности каждого ребенка и учитывайте их интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно – развлекательных мероприятий. В повседневной жизни предлагайте детям развивающие игры типа : « Найди отличия «, « Составь картинку» , « Путаница « , « Что было бы , если» «Какой игрушки не стало» и др. Создавайте условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например , создайте уголки экспериментирования , внесите песок и воду , создайте возможность для приготовления пищи. Внесите различные схемы , модели , карты , пиктограммы , позволяющие детям действовать самостоятельно. В различных видах деятельности создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например : развивать воображение в изобразительной деятельности и др.
Сдерживайте себя ! Не стремитесь сделать за ребенка то , что он может сделать сам , не давайте готовых ответов на вопросы детей , побуждайте их думать , рассуждать , высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.
ТИХИЙ ЧАС , КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ЗАСНУТЬ Тихий час – это время тепла и покоя . Однако иногда он для некоторых детей превращается в настоящую пытку. Дети с трудом дожидаются окончания этого режимного момента. Воспитатели призывают соблюдать правило тишины и контролируют поведение детей. Сделать дневной сон безмятежным вы сможете , если обратите внимание на создание правильной атмосферы , проведете с детьми специальные успокоительные процедуры Как быть: По возможности затемните помещение спальни и включите детям негромкую спокойную музыку , пусть она играет во время тихого часа. Соблюдайте режим , не стремитесь детей уложить пораньше, важно , чтобы дети испытывали усталость перед сном. Перед сном почитайте детям или спойте песенку, дайте ими возможность хотя бы 10 минут полежать и полистать книжку. Попросите родителей принести игрушки , другие предметы , помогающие их ребенку уснуть. Между кроватками сделайте расстояние 0,5-0,7 метров , чтобы дети не мешали друг другу. Детей , которые спят рядом , положите « валетом». Напомните детям установленные вами правила на время тихого часа. Посидите с теми , кому это необходимо , на кроватке , погладьте их по спинке , помассируйте. Некоторым детям нужно поворочаться с боку на бок , чтобы уснуть , предоставьте им эту возможность. Вы сами можете ненадолго прилечь, так как дети любят делать то же самое , что и взрослые. Если дети специально поднимают шум и будят других детей , спокойно переведите ребенка в другое помещение, ничем не показывая своего недовольства. Скажите ребенку Что он сможет вернуться в общую комнату сразу , как только сможете лежать тихо. Повторяйте эту процедуру до тех пор , пока он не угомонится. Если дети подобрались в группе очень активные и шумные , поставьте кровати между полками и шкафами, создайте ширмы , чтобы разгородить группу на несколько спальных уголков. Некоторые дети просто не спят днем . Тем не менее им тоже нужен отдых. Попросите их немного полежать ( 30-40 минут) , а затем поднимите и дайте поиграть в спокойные игры в группе , или тихо чем – то заняться в спальной комнате . Можете привлечь их к изготовлению пособий к занятиям. Никого не поощряйте за сон , ведь сон – это не та вещь , которую ребенок может контролировать сам. Однако детям которые не спали , но выполняли все правила , скажите , что они поступили хорошо , что не мешали спать другим детям.
ЕСЛИ ДЕТИ ИГРАЮТ В АГРЕССИВНЫЕ ИГРЫ
Многие воспитатели считают нежелательными в группе игры , в которых разыгрываются сцены насилия , агрессии , жестокости , зла. Видеть в детях злобу и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Часто педагоги запрещают детям подобные игры. Дети видят модели подобного поведения на улице , по телевизору, дома. Им очень важно определить , кого считать « хорошим» , а кого « плохим». Эти игры помогают детям понять себя в этом мире , контролировать свои желания поступать плохо . Важно предоставить детям возможность проиграть эти темы , при этом поддерживая те игры , где нет агрессии и насилия. КАК БЫТЬ: Если дети играют в такие игры , то используйте это время , чтобы поработать над вопросами добра и зла. Например, задайте вопросы : « А что делает этого человека плохим ?» , « Как помочь ему стать хорошим?» , « Что нужно сделать , чтобы восторжествовала справедливость ? « и др. « Подкидывайте « детям другие сюжеты , где бы не было насилия и оружия , но где бы дети наделялись какой-то властью. Например , организуйте игру в « спасателей» , тушение пожара , скорую помощь и пр. Сделайте так , чтобы опасность заключалась не в человеке , а исходила из какой-то ситуации : опасный зверь , наводнение , пожар , ураган. Проследите , чтобы дети менялись ролями , важно , чтобы дети играли и « плохие» и « хорошие» роли. Поймите , что ребенок который проявляет жестокость сам , пытается « поднять « себя за счет того , что унижает других. Помогите такому ребенку видеть в самом себе что-то хорошее, уникальное , неповторимое. Перенаправьте энергию детей на коллективные игры , где они должны вместе работать над решением какой – то задачи. Читайте с детьми сказки , сочиняйте истории , где говорится о доброй силе , хороших поступках , власти человека. При всякой возможности постарайтесь показать детям разницу между реальным миром и миром фантазий: « Играть в Бэтмана и человека – паука очень интересно , но разве это реальные люди?» Дайте возможность детям выбирать модель поведения , поощряйте их , когда они будут себя вести приемлемым способом. Отрабатывайте с детьми навыки общения в возможных конфликтных ситуациях : обсуждайте с детьми наиболее часто встречающиеся ситуации , расширяя поведенческий репертуар ребенка.Формируйте в детях такие качества , как эмпатия , доверие к людям , через разыгрывание ситуаций , чтение книг , можно составить эмоциональный словарь.
ПРИЕМ ПИЩИ : МУЧЕНИЕ, УЧЕНИЕ ИЛИ ЧТО-ТО ЕЩЕ?: Один из парадоксов современного общественного дошкольного образования : чем больше мы говорим о гумманизации, охране психического здоровья , личностной ориентированности , преодоление синдрома « камеры хранения» , тем больше подвергаем выхолащиванию один из самых естественных процессов быта и общения : прием пищи. Странно , но как – то не удалось подобрать более нормального определения. Основная проблема в том , что мы принимаем еду за все , что угодно : момент формирования культурно – гигиенических навыков , средство развития познавательных и математических способностей , но не зато , чем она фактически является. Совместная еда в старые добрые времена – время и возможность спокойного доверительного общения.
КАК БЫТЬ: Садиться за стол вместе с детьми . Не есть за отдельным столом на возвышении , демонстрируя издалека правила хорошего тона и изрекая замечания ; не приниматься за обед после того , как дети будут уложены , чтобы всласть пообщаться. Именно вместе. За одним столом . Не как обучающий взрослый и неумеющие дети . Как равноценные. Благорасположенность , хороший аппетит , юмор , а не замечания , спокойный разговор , а не указания , домашняя обстановка будут способствовать доверию , хорошему пищеварению , активному взаимодействию взрослых и детей. Взрослые не должны кормить детей . Даже младшие могут есть самостоятельно . Если дети не хотят доедать , их не следует принуждать - дети сами знают , когда они насытились. УСПОКАИВАЮЩИЕ ПРИВЫЧКИ
Жизнь порой доставляет маленьким детям огорчения , сбивает их с толку , а иногда просто ошеломляет. Естественно , что у них вырабатывается набор успокаивающих привычек. Эти привычки не обязательно плохие , они лишь способствуют тому , чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Среди таких привычек может быть сосание пальца , накручивание локона , Засыпание только с игрушкой и некоторые другие. КАК БЫТЬ: Прежде всего , попытаться разобраться в причинах волнения, беспокойства , опасений. Не допускать ни дома , ни тем более в ДОУ таких приемов , как обматывание , измазывание пальца , угрозы отрезать волосы. Это слишком привлекает внимание к самой привычке и вызывает у ребенка дополнительное беспокойство. Взрослые , к которым в детстве применялись подобные меры , помнят , как это было тяжело и неприятно. Многие взрослые видят в этом угрозу для зубов. Это так , но состояние постоянного стресса значительно разрушительнее. Иногда маленькие дети выбирают себе то , что называется « комфортным предметом» . Это может быть старая мягкая игрушка , полотенце , шарф. Такие предметы действуют на детей успокаивающе, особенно в отсутствие родителей . Воспитателям и родителям важнее определить , когда и почему ребенок прибегает к успокаивающим привычкам , чем отучать от них.
СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАЦИИ Каждый день воспитателям приходится общаться со многими людьми. При этом могут возникать различные сложные ситуации , поскольку наладить процесс общения с одними людьми намного труднее , чем с другими. Некоторые родители , коллеги по работе , руководители и чиновники могут быть агрессивными , рассерженными , замкнутыми или могут иметь склонность манипулировать другими людьми ( т.е. использовать разные методы для достижения своих целей ).
КАК БЫТЬ: Один из эффективных методов борьбы со сложным поведением других людей заключается в том , чтобы сначала его вовсе проигнорировать. Это дает время , чтобы подумать , как лучше реагировать , собраться , справиться с собственной обидой или гневом. Можно сказать что – нибудь вроде : « Дайте мне подумать над тем, что вы сказали» Или предложить собеседнику продолжить разговор в другом месте и в другое время : « Извините , сейчас я занята с детьми. Если вы не против , мы можем вернуться к этому разговору позднее. Назовите свое время». В некоторых наиболее сложных ситуациях может оказаться полезным для всех обращение к третьему лицу , нейтральному для этой ситуации. В любом случае следует помнить , что все участники коммуникации имеют право на собственные чувства. Формулировать высказывания целесообразно в форме « Я-сообщений» и начиная с себя : « Я очень расстроена , что мы с вами не смогли сразу понять друг друга . Я понимаю , что нам обязательно нужно найти правильное решение. Я думаю , что если мы поступим следующим образом ,…. то …… Как вы считаете ?»
Что стоит за плохим поведением
Случается , что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение : показанное непослушание , физическую или вербальную агрессивность , жестокость , злоупотребляет своими способностями. Следует одновременно сделать три вещи : Определить возможные факторы , обуславливающие поведение ребенка , и приступить к их изменению; Создать атмосферу заботы , понимания , поддержки и поощрения , чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение . Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях , когда дети ведут себя плохо , корректировать такое поведение , обучать навыкам самоконтроля и самоуважению. КАК БЫТЬ. У любого плохого поведения есть причина , хотя порой ее трудно обнаружить. Плохое поведение « срабатывает « , и ребенок получает то , что он хочет ( игрушка , внимание). Плохое поведение может быть « нормой» - типичным для того , что ребенок видит дома. Плохое поведение может быть способом выражения гнева , страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения. Потеря контроля может быть вызвана физическим обстоятельствами: плохим питанием , самочувствием , аллергией , аутизмом или отставанием в развитии. Дети чувствуют себя беспомощными , ненужными и утверждают свою силу и правоту. Дети не знают другого способа получить то , что они хотят. Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку. Эффективной стратегией помощи детям , демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор , принимать на себя лидерство и ответственность . Детям важно , чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания. Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том , чтобы ясно объяснять детям , чего от них ждут. Следует готовить успех детей , а не подавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения. Наименее эффективный способ реагирования – наказание. Наказание только обостряет их чувства , ухудшает реакцию на взрослого , приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Процесс индивидуализации облегчается , когда воспитатель знает , что одному ребенку , чтобы лучше учиться , надо разговаривать и взаимодействовать , а другому – спокойно работать в одиночестве. Учитывая это , воспитатель может убедиться , что ребенок ведет себя согласно складу своего характера , учится так , как подсказывает ему его природа. Самой заметной особенностью каждой личности , возможно , является ее семейная культура : семья Лены очень общительна и гостеприимна ; Семья Леры любит проводить свободное время в походах ; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно , что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду. Возраст . Очевидно , что 3-4 летний ребенок думает и действует не так , как 5-6 летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста. Уровень развития. Между детьми каждой группы есть существенные различия. Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов , например : серьезный ( беззаботный , энергичный) спокойный , любопытный ( безразличный , легкий ) напряженный ,разборчивый ) безалаберный и т.д. Пол. Различия между полами настолько очевидны , что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности. Стиль обучения. Одни дети учатся медленно , другие быстро , что вовсе и не связано с уровнем интеллекта. Один ребенок полагается при получении информации на зрительные ощущения , другой для этих целей использует слух и осязание . Интересы.(избирательность).У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес . Сильные и слабые стороны . Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всем , часто компенсируют слабые . Самооценка. Некоторые относятся к себе как к неспособным , другие – как к очень способным , а самооценка большинства детей составляет нечто среднее. КАК БЫТЬ: Знать – это одно. Учитывать при планировании и , особенно , при организации педагогического процесса и взаимодействии с детьми и родителями – несколько иное. Самое оптимальное : создать в группе развивающие условия и предоставить детям право самостоятельного участия в планировании и реализации собственных планов деятельности.
ОТКРЫТЫЕ МАТЕРИАЛЫ Возможно , мы не задумывались , что дети всех возрастов и стран любят кубики. Но точно знаем , что игра с ними трехлетнего и шестилетнего ребенка будут поразительно отличаться . Первому кубики нужны , чтобы складывать их в ряд . Второй заранее точно знает , что именно хочет построить и это будет , например , город с мостами и дорогами. И то , и другое - правильно . Кубики – открытые материалы. В каждом детском саду есть материалы , которые являются открытыми , т.е. их можно использовать различными способами и они подходят детям всех возрастов и уровней развития. Какие именно и много ли их ? Это весь природный и бросовый материал , который мы чаще всего подготавливаем для ручного труда и используем на занятиях или в работе кружков и студий. Это уникальное по своим эффектам песок и вода. Это изобразительные материалы всех видов. Это картинки из старых журналов. КАК БЫТЬ: Сменить акценты собственной педагогической деятельности С « Обучения на специально организованных занятиях» на « содействие самостоятельной осознанной творческой деятельности детей». Спросить у детей , какие материалы они хотели бы иметь. Договориться , где эти материалы будут располагаться в группе , как их использовать и хранить. Обсуждать с детьми их планы ДО: - что бы ты хотел сделать ; - Какие материалы тебе могут понадобиться; - с чего ты начнешь; - кого бы ты пригласил работать вместе с тобой; - нужна ли тебе помощь; - и ПОСЛЕ работы : - что ты планировал сделать; - что у тебя получилось , в чем были трудности; -что бы ты посоветовал тем , кто решит выполнить такую же работу; - что бы ты хотел сделать дальше; - где можно использовать то , что у тебя получилось. Целесообразно еженедельно проверять каждый центр активности , чтобы решить , какие материалы нужно заменить, пополнить, добавить. Подсказки следует искать в поведении детей. ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА
Принятие решений имеет первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия , материалы , партнеров помогает детям развивать навыки принятия решений организованным и безопасным путем . Они учатся принимать на себя ответственность за решения и понимать последствия своих действий. Например , ребенок может сказать сам себе 6 « Если я выберу сейчас рисование , то пропущу приготовление коктейля. Что интереснее?», « Я вчера уже строил гараж с Сережкой, Лучше сегодня буду вместе с Ирой читать книжку». Если воспитатель предлагает детям выбрать имя для кролика , решить , где будет находится игровой уголок , то дети начинают понимать , что они , как группа людей , обладают определенной властью над происходящим. Чтобы научиться их нескольких вариантов выбирать оптимальный , требуется практика . Этому нельзя научить на специальном занятии. Только в практике реализуются компетенции и развиваются компетентности. КАК БЫТЬ: Предоставить право и возможность самостоятельно выбирать. Место в кругу Когда , с кем и где играть. В каком центре активности и чем заниматься. Как , из каких материалов и в какой результат считать достаточным. Чтобы выбор всегда и всего был осознанным и содержательным – его нужно планировать. Роль воспитателя не сводится к тому , чтобы наблюдать со стороны. Его задача создать условия , достаточные для выбора ( из чего выбирать) , планировать вместе с детьми ( например , свою деятельность , как образец) , поддерживать детей, которые испытывают в этом необходимость. Неформальная обстановка позволяет детям учиться с различной скоростью, поскольку никто не сравнивает их успехи и никто не заставляет их делать нечто единственно « правильным « способом.
КАК ВОВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТУ ГРУПППЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫМ ПУТЕМ Субьектов образовательной деятельности всего три , не больше и не меньше : педагог , ребенок , родители. Субьект – это тот , кто принимает участие в определении целей , содержания , форм , кто принимает участие в организации воспитательно – образовательной работы. Родители , как правило , очень хотят , чтобы к их мнению прислушивались. И очень огорчаются , что их мнение учитывается только в виде сбора денег.
КАК БЫТЬ Начнем с самого простого. С информации. Предположим , вы планируете ( сами или вместе с детьми) начать тему « Корабли». Даже если это всего лишь вторая младшая группа , некоторые представления у отдельных детей уже есть. Давайте вечером спросим их об этом и сделаем записи в « модель трех вопросов»:
Что мы знаем Что мы хотим узнать Что можно сделать , чтобы узнать Ира. Корабли бывают большие и маленькие Дима. Бывают корабли из железа Где их сделали
Почему они не тонут в воде Спросить у мамы
Прочитать в книжке
Опрашивать всех детей нет необходимости , но и два – три ответа это мало. Как только записи сделаны , вывешиваем этот лист в приемную с добавлением информации : « Мы готовимся к новой теме». Таким образом, родители увидят : маленькие дети уже знают достаточно много , их собственные рассказы не пропали даром, у детей есть осознанные интересы , они знают , где и как можно получить информацию. Возможно , они сочтут необходимым напомнить ребенку , то о чем он забыл ; дома включается в тему и расскажут или найдут фотографии. Важно дать возможность сориентироваться и детям , и родителям. Кроме того, у вас не будет больших проблем с просьбами о помощи : родители уже будут готовы , что дети планируют их о чем – то спросить , что понадобятся книжки и т.д. Дальше ? Дальше пишите обьяснение о том , что у вас есть и что вам еще нужно.
КАК ВОВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ В НАБЛЮДЕНИЕ
« О моем ли ребенке идет речь! Он совершенно не такой , как говорит воспитательница». Бесполезно взывать к родителям : « Пожалуйста , понаблюдайте дома , расскажите о ваших наблюдениях», если вы сами не делаете этого постоянно , если вы не демонстрируете родителям результаты наблюдения за детьми , если вы наблюдаете только негативные явления ( затруднения , слабые стороны , конфликты). Хотите делать это вместе? КАК БЫТЬ
Начните с себя. Обсудите с коллегами и определите цель наблюдений ( знания , применение знаний , затруднения) , сферу наблюдений ( общение , игра , движение) , договоритесь о распределении между вами детей ( за всеми 20 наблюдать не сможете) , купите бумагу для заметок с клеевым краем ( 50х75мм) и начните наблюдать. Делайте записи очень кратко и безоценочно : 14.02.2002 Оля И. Взяла конструктор Лего. Рассматривает детали . Начала составлять башню. Чередует детали разного цвета. Рядом с башней выкладывает узор из деталек. Улыбается. Разговаривает сама с собой. Теперь главное. В приемной выделите на стене место для листа ватмана « День за днем» ( например) , расчертите его :
Имя ребенка Движение Речь Игра Творчество Оля И.
Коля С.
Все наблюдения , записанные на « листочках для записей» , крепите на ватман. Через некоторое время родители увидят : вы уделяете их ребенку персональное внимание ; вы видите то , чего не замечают они , их ребенок занят столькими интересными делами , он умеет …, он сказал …, он , оказывается ,…, он вполне подготовлен к школе! Если хотите , чтобы другие что – то делали , - начните это делать сами.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мы говорим : важно воспитать самостоятельность , ответственность ; ребенок – субьект своей деятельности ; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка. Вместе с тем , мы настолько привыкли продумывать , выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду , что данные пишем в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя! Попробуйте спросить детей вашей группы : « Что сейчас будет , что будет после занятий ?» - « Не знаю». Это истина. И это камень преткновения. КАК БЫТЬ Принять как данность то , что даже маленький , 2-3 летний ребенок , НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ,а ЯВЛЯЕТСЯ субьектом собственной деятельности. Он сам вам об этом заявляет , утверждая и настаивая : « Я сам». Твердо знать , что у ребенка есть компетенции , полученные им по праву рождения человеком : действовать , двигаться , общаться , включаться в группы и выходить из них , играть. Это его право. Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность , можно и нужно помочь ребенку планировать свою деятельность. Установить обязательное ( прежде всего , для вас) время, когда вы все вместе планируете тему проекта или весь день , или только время после сна , или предстоящее всей группе дело. Например , это может быть утро понедельника ( утро радостных встреч ), или утро каждого дня / после завтрака. Коротко расскажите детям , что вы предлагаете им : « Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до 10». Это первый шаг и только о занятиях. Второй и многие другие : « Подумайте и решите , чем бы вы сами хотели сегодня заниматься». Поддержите своего ребенка , первым высказавшего свою идею: « Андрюша решил построить дом . Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой ? Что ты поручишь Илюше? И т.д.» Важно , чтобы у детей формировался образ и образец планирования. Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах. Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас , детей вашей группы и дела , о котором вы хотите поговорить.
КАК И ЗА ЧТО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА
Все мы хотим , чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок , который протягивает воспитателю только что выполненный рисунок и спрашивает : « Красиво?» возможно , он чувствует себя не защищенным или у него низкая самооценка , или он хочет установить контакт , или ищет подтверждения правильности своих действий , или … Может быть , просто сказать : « Молодец , красиво?» Так , чаще всего , мы и поступаем. Так , чаще всего , поступать и не стоит.
КАК БЫТЬ: Итак , ребенок показывает картинку , которую только что нарисовал. Воспитатель ( рассматривая с искренним интересом , с одобрением в голосе) : « Ты нарисовал вот здесь большой дом , из трубы идет густой дым , а внизу я вижу что – то синее , здесь пустое место…» Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием , когда проявляется внимание к деталям , ребенок , как правило , забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия . Можно слышать , как ребенок подхватывает слова взрослого , включается в разговор и комментирует рисунок : « У меня здесь три окна – одно маме , второе папе , а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина , я еще не успел нарисовать , сейчас нарисую..» Вдумайтесь в эти слова , почувствуйте , как меняется сознание ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого , то входе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение , но и почувствовал неформальную заинтересованность , утвердился в своих достижениях , включился в общение , увидел перспективу своих действий. Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу. Вам показалось , как всегда,слишком длинно?. Используйте , иногда , короткую фразу: « Важно не то , что я считаю красивым , а то , что ты сам думаешь о своем рисунке». « Важно то , что думаешь ты сам». Еще пример : - Посмотри , что я делаю. - Ты играешь с глиной. - Что мне сделать? - Ты можешь сделать все , что захочешь. - Ладно , я сделаю птичку. - Ты решил сделать птичку. - Старательно лепит , наконец , поднимает руку с вылепленной « птичкой» - Вам нравится ? - Ты очень старался.
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ , НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей , если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка - мы лишаем его возможности самореализовываться , проявлять инициативу и творческие способности , приобретать автономность. Дети тысячи раз в день , в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них : « Во что мне поиграть» , « Какую рубашку мне надеть» , « Каким цветом рисовать небо « и т.д. КАК БЫТЬ: Использовать ответы , возвращающие ребенку ответственность , тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации. Например : ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает : « Что это ?» Невероятное удовольствие слышать вопросы детей. Вот уже где простор для педагогической самореализации – понять вопрос , сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка , о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный. Смысл этого вопроса не в познании . назвать игрушку - значить подавить креативность ребенка , структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть , сказав : « Это может быть всем , чем ты захочешь”. В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе : « Реши сам», « Это ты можешь сделать ( выбрать) придумать сам». Если ребенку нужна помощь , чтобы справиться с работой , которую он не может закончить сам , без посторонней помощи , можно сказать : « Покажи мне , что именно я должна сделать « , « Скажи мне , что сделать , чтобы помочь тебе «.Когда ответственность возвращается к ребенку , он начинает думать и придумывает такие варианты действий которые не пришли бы на ум взрослому. КОГДА И КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ Маленький . беспомощный – как ему не помочь. Одеваем , обуваем , наливаем , водим рукой , подсказываем слова , говорим и думаем за него. Возмущаемся : какой несамостоятельный. Тревожимся : научится ли ? Опасаемся : успеем ли выполнить программу ? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности. Не менее того. На что ребенок имеет право , т.е. что в его компетенции : устанавливать отношения и общаться с разными людьми , высказывать свои суждения , мысли и чувства , начинать и совершать совместные действия , пробовать и ошибаться , делать по – своему , а не по образу и многое другое. КАК БЫТЬ: Прежде чем помогать , следует понаблюдать , а требуется ли помощь? Подумать , чем вызвано желание помочь : потребностью ребенка или желание взрослого ускорить события ( быстрее одеть) , придать игре нужное русло ( по сути , переключить), услышать желаемый ответ , увидеть ожидаемое действие ( сделать за него).Помогать следует тогда , когда ребенок просит о помощи.А теперь – как. Сначала спросите : что ты хотел сделать , что именно у тебя не получается , как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна , чем я могу помочь тебе , кто может помочь , к кому бы ты обратился за помощью. Таким образом , вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами. После того , как затруднение будет обозначено , можно правильно определить – какая помощь нужна – подсказка , поддержка , одобрение , подтверждение правильности действий , показ и т.п. Если ребенок будет иметь возможность действовать осознано и самостоятельно – оно будет приобретать собственный уникальный опыт. Таким образом , мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности. КАК УСПОКОИТЬ « НАРУШИТЕЛЕЙ» Нарушителей спокойствия всегда достаточно : Дети непрочь побегать , пошалить и подурачиться. К этому их просто подталкивает деятельная натура , подвижная психика и постоянная готовность к радости. Принципиально важно с самого начала определиться : имеют ли дети на это право? Да , если это имеет свое место и не нарушает общего ритма жизни группы. Да , даже если это немного нарушает общее спокойствие. Это не противоречие , просто нет однозначного ответа . основанием для реагирования будет ваше понимание смысла происходящего в группе , понимание чувств детей и уважение их права быть детьми. КАК БЫТЬ : Дети не всегда понимают , что и когда можно , а мы сами не обьясняем это. Мы просто запрещаем , если видим , что происходит нечто внеплановое. Отсюда , наверное , неожиданное предложение – иногда становитесь сами « нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время , место , способ проявления эмоций , желаний , действий. Например : « Сейчас у нас есть немного времени до прогулки , можно побаловаться . Кто со мной играет в « снежки» ( комочки бумаги )?». « Мы так долго сидели , что даже ноги затекли . Очень хочется попрыгать . Где бы это лучше сделать ? Спорим , я выше вас подпрыгну «. Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности жизни в группе , то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом нам помогут неожиданные праздники – праздник улыбки , праздник « все наоборот» , праздник горящих огоньков , праздник большого пирога , праздник воздушных шаров , праздник пятнышек и т.п. Ну , а если , несмотря на все наши усилия , есть те , кто хочет большего – 1) не пользуйтесь правом запрета , - просто обсудите вместе со всеми , чем неудобно такое поведение и как поступать лучше. 2) воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите : « вы сможете побаловаться и пошуметь на прогулке , а сейчас будьте внимательны». КАК ОБЛЕГЧИТЬ РЕБЕНКУ РАСССТАВАНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей в любой возрастной группе. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это страх и разлуки , и плохое настроение , и конфликт между ребенком и родителем , и долгий перерыв в посещении ДОУ и др. Со стороны педагогического персонала требуется поддержка , важно успокоить ребенка , обьяснить , что родители вернуться за ним , а во время их отсутствия о нем позаботятся. КАК БЫТЬ: Попросите родителей пройти в группу и остаться некоторое время с ребенком , чтобы он мог найти себе занятие по интересам. Следите , чтобы родители прощались с ребенком и говорили ему , когда они за ним вернуться . Можно предложить родителям разные ритуалы прощания : поцеловать ребенка , прочитать прощальное стихотворение , прощаться ручками , носиком , глазками , помахать рукой , посмотреть в окно как уходит мама , ввести ребенка в группу и др.Попросите родителей оставить какие – то свои вещи ребенку , чтобы ему не было одиноко : фотографию , расческу , заколку , шарфик , и др.Выясните , какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка , и предложите ему их , когда он появиться в группе. Уделяйте ребенку дополнительное внимание , пока он привыкает к обстановке и успокаивается. Встречайте ребенка в приемной с улыбкой , радостью , что он пришел к вам в группу. Увлеките ребенка интересной игрушкой , сюрпризным моментом , интересным заданием, или вовлеките его в коллективную игру. Поговорите с ребенком , скажите ему , что понимаете его чувства . Дайте возможность ребенку выразить свои чувства в рисовании и разговоре со взрослым , которому он доверяет или « лучшим другом « Разрешите ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку , книгу . Прочитайте книгу для всех детей , пусть ребенок научит других детей играть в свою любимую игру. Порекомендуйте родителям первое время забирать ребенка пораньше , чтобы он не остался последним в группе. И , что самое важное создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы. КАК УДЕРЖАТЬ БЕСПОРЯДОК В РАЗУМНЫХ ПРЕДЕЛАХ. Беспорядок в группе может просто означать , что дети играют увлеченно , старательно , азартно . Если дети не умеют пользоваться материалами , игрушками , то они могут оставлять после себя разбросанные предметы , мусор . Тем не менее , если беспорядок выходит за все границы , то это может привести к хаосу , трате большого количества времени на уборку , порче мебели , одежды пособий. А это далеко не обрадует администрацию детского сада , родителей. КАК БЫТЬ: Выработайте с детьми правила или напомните об уже существующих правилах пользования материалами , уборки рабочего места и др. Сделайте полки с игрушками и материалами маркировочные таблички ( в младшей группе – картинки , в старше – напишите словами ) , чтобы дети знали , где что должно лежать. Внимательно следите за ходом игры детей . В случае затруднения , покажите детям , как можно рационально использовать разные материалы. Если ребенок оставил после себя беспорядок, верните его туда , где он работал , для наведения порядка. Придумайте с детьми дежурство по групповым уголкам , чтобы каждый день кто – то из детей отвечал за порядок в книжном уголке, уголке рисования , строительства , настольных игр и др. Устраивайте с детьми один раз в неделю « санитарный день» или игру « А у нас порядок». Постарайтесь это мероприятие сделать для детей интересным , веселым , но не очень длинным. Обязательно отмечайте , какой уютный и красивой становится группа. Обратите особое внимание на занятия продуктивной деятельностью. Попросите родителей принести одежду , которую бы дети могли одевать на занятиях. Располагайте уголок изодеятельности или ручного труда недалеко от туалета и умывальной комнаты. Накройте стол бумагой или клеенкой , чтобы его не запачкать , постелите газеты под стол , чтобы не испачкать пол , и после работы можно было бы легко убрать газеты. Приобретите корзинки для мусора и поставьте их вблизи от того места , где дети занимаются творчеством ,дети будут чаще ими пользоваться. Заведите щетку , которой можно сметать со стола , - это занятие очень нравится детям. Введите закон : прежде , чем начинать заниматься чем – то другим , каждый ребенок обязан все за собой убрать на прежнее место. На собственном примере приучайте детей к порядку . Когда вы будете сами демонстрировать детям соблюдение порядка , они начнут следовать вашему примеру.
ЕСЛИ ДЕТИ ПЕРЕБИВАЮТ Явление не редкостное , иногда очень досадное . особенно , когда очень хочется обсудить какую – нибудь животрепещущую проблему с другими взрослыми. КАК БЫТЬ: Даже если обсуждаемая проблема относится к вашей профессиональной деятельности , нелишне напомнить – профессиональная деятельность – это не как организовывать предпроцесс , а дети , с которыми вы организовываете пед.процесс. Значит – вежливо отвлекитесь от вашего важного разговора : « Извините « и « Я слушаю , тебя , Сашенька». Если вам досаждает постоянно один и тот же ребнок , и вы уже знаете , что в его сообщениях не экстренности , измените фразу : « Саша , я обязательно выслушаю тебя , как только закончу разговор с А.И.» Обратите внимание : в любом случае главным является ребенок , даже если до этого вы разговаривали с заведующей , и ваше обращение к нему имеет уважительную форму , признание его права на ваше внимание. Еще одна сторона этого явления : скорее всего ребенок не случайно постоянно перебивает вас. Возможно , ему недостаточно вашего внимания и невольный свидетель его обращения к вам – своеобразный гарант внимания , пусть даже отрицательного . Много проблем вызывает перебивание во время общих разговоров – на занятиях , на утреннем круге. Возможно , причина в искренней заинтересованности всех темой разговора и « от избытка сердца говорят уста». В этом случае , правильнее сказать « Я понимаю , что вам очень интересно и хочется сказать всем . Чтобы слышать , давайте договоримся , говорит тот , у кого в руках кубик ( авторучка)». Предмет в руках – дополнительный тройной стимул – признак законной очередности , помощник свободного высказывания ( мы сами частенько крутим что – нибудь в руке) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими речами и действиями. Если все дело в этом, нужны не дисциплинарные меры ,а признание : « Я чувствую , что вы немного устали ,наверное , я долго говорила сама”.
| |
Просмотров: 700 | Загрузок: 187 | |
Всего комментариев: 0 | |